Волковский филиал МБОУ Большекуликовская СОШ

ГлавнаяПедагогический коллективВоспитание и доп.образованиеМетодическая копилкаФотоальбомДостижения учащихсяРодителямГостевая книгаКарта сайтаОбращение гражданДорожная безопасностьПрофориентация

Руководитель Волковского филиала МБОУ Большекуликовской СОШ
Платицына Лидия Александровна

Директор Волковского филиала МБОУ Большекуликовская СОШ

Сведения об ОО

Порталы услуг

Таймер

Последний звонок

Волковский филиал
МБОУ Большекуликовской СОШ
Программа развития воспитательной работы


ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ.

ЦЕЛЬ: воспитание и развитие свободной, творческой, физически

здоровой личности, способной к самореализации,

воспитание гражданина своего Отечества.

ЗАДАЧА: на основе изучения личности учащихся, их интересов,

стремлений, желаний создать максимум условий для

физического, интеллектуального, нравственного и

духовного развития детей.

ПРИНЦИПЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

§ гуманизация обучения и воспитания;

§ интеграция общего и дополнительного образования;

§ системно-деятельный и личностно – ориентированный подход к воспитанию;

§ сотрудничество детей и взрослых.

Воспитание и доп.образование строится исходя из того, что воспитание есть управление процессом развития личности. Гуманистический характер воспитания и образования предполагает реализацию воспитательных задач:
на каждом учебном и внеклассном занятии;
создание воспитывающей среды во внеурочное время;
построение системы внеклассной работы, нацеленной на развитие личности каждого ребёнка.

Система внеклассной работы обеспечивает разнообразные потребности личности ребёнка.

Системный подход к воспитанию реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом , т.е. через интеграцию общего и дополнительного образования в рамках единого образовательно-воспитательного пространства школы.

Ученическое саМБОУправление обеспечивает формирование активной жизненной позиции учащегося, приучает его к анализу и самоанализу, контролю и самоконтролю.

Важной частью воспитательной системы школы должно являться формирование и укрепление школьных традиций.

Системный и деятельный подход к воспитанию диктует необходимость выйти за рамки школы, активно участвовать в районных, областных и республиканских мероприятиях.

Таким образом, воспитание строится с опорой на следующие виды деятельности:

O познавательную;

O игровую;

O творческую;

O спортивную;

O общественно-организаторскую;

O коммуникативную;

O досуговую.

Воспитательная система в школе охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы в едином образовательно-воспитательном пространстве школы.

Цель воспитательной системы школы – поэтапное создание в школе условий для развития личности ребёнка. Это означает создание условий для решения каждой личностью на возрастном этапе трёх задач:

O 1-4 классы - самопознание.

O 5-7 классы - самоопределение.

O 8-11 классы – самореализация.

Школа должна помочь ребёнку на каждом возрастном этапе решить все три задачи в таких основных сферах жизнедеятельности, как:

? Познавательная деятельность (учёба, информация, знания).

? Практическая деятельность (трудовое воспитание, умения, навыки).

? Физкультурно-оздоровительная деятельность (реализация физических возможностей).

? Культура личности (гражданско-патриотическое, правовое воспитание, познание людей,

взаимодействие с ними).

? Игровая деятельность (художественно-эстетическое воспитание, реализация творческих и

природных возможностей и способностей).

Таким образом, создание в школе условий для развития личности ребёнка – это процесс создания в школе системы отношений, помогающей ребёнку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей деятельности.

У выпускника школы в достаточной мере будут развиты:

? личностные качества;

? нравственные нормы поведения;

? культура общения в коллективе;

? потребность в труде;

? способность рационально организовывать деятельность;

? способность к сотрудничеству;

? сформированность познавательных навыков.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ.

1. Расширение системы дополнительного образования, видов услуг, предлагаемых детям во внеурочное время.

2. Содействие выбору индивидуального пути образования и развития ребёнка, по которому он может продвигаться в приемлемом для него темпе.
Обеспечение учащимся комфортной среды – «ситуации успеха» - через вовлечение его в образовательно-воспитательное пространство школы.

УЧЕНИЧЕСКОЕ САМБОУПРАВЛЕНИЕ В ШКОЛЕ.

Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную позицию, умели отстаивать её, а сели необходимо – приходить к компромиссам, были творчески активными, инициативными, самостоятельными. Развитие саМБОУправления является актуальной социально-педагогической задачей.

СаМБОУправление – непременный признак коллектива. Только ученическое саМБОУправление может обеспечить самостоятельность, инициативность деятельности, сформирует негативное отношение к таким отрицательным явлениям, как безнравственность, безответственность, неправильный образ жизни. Участие детей в управлении школой рассматривается, прежде всего, как способ обучения детей демократии, подготовки их к жизни в современном обществе. СаМБОУправление может быть только там, где есть общественная жизнь: кружковая деятельность, подготовка и проведение КТД, участие всех (учителей, учащихся, родителей) в событиях школьной жизни, жизни единого образовательно-воспитательного пространства школы. Необходимо, чтобы процесс саМБОУправления в школе был поистине демократическим, открытым, гуманистическим.

В этом помогут особые органы саМБОУправления школьной жизнью:

v Совет школы, в состав которого входят педагоги, учащиеся, родители.

v Совет старшеклассников, в состав которого избираются наиболее активные, дисциплинированные учащиеся 8-11 классов, пользующиеся у своих товарищей авторитетом, способные повести за собой.

В дальнейшем планируется совершенствовать, расширять и активизировать деятельность учащихся школы во всех областях общественной жизни через органы ученического саМБОУправления классов и школы в целом.

ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ (КОНЦЕПЦИЯ) ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ.

Концепция воспитательной системы школы построена как открытая система для реально действующих и потенциально возможных участников реализации Закона РФ «Об образовании», Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Программы развития МБОУ «Волковская средняя общеобразовательная школа».

В качестве основополагающих принципов воспитания, определяющих цели, стратегию содержания, пути и способы развития системы образования в школе, и, следовательно, системы воспитания, можно выделить следующие:

u личной ориентации;

u системности;

u диалогичности и толерантности;

u творческой самодеятельности школьников, самоорганизации и развития интересов;

u адаптивности;

u воспитания на успехе;

u природосообразности.

Цель создания воспитательной системы школы – развитие личности ребёнка через свободный выбор какого- либо вида деятельности, исходя из его индивидуальности. Создание воспитательной системы в школе – непрерывный процесс совместного творческого поиска всех педагогов, благодаря которому школа приобретает своё лицо. Воспитательная система разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».

Данная программа развития воспитательной системы учреждения рассчитана на 5 лет.

ЦЕЛЬ: развитие мотивации к познанию и творчеству.

ЗАДАЧИ:
Создание условий для самопознания, самоопределения, самореализации ребёнка в процессе творческой деятельности.
Переживание ситуации успеха в различных видах деятельности.
Создание атмосферы психологического комфорта, условий для развития эмоциональной, коммуникативной сфер.
Укрепление здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
Социальная адаптация детей через практико- деятельностную основу всего воспитательного процесса, формирование активной гражданской позиции.

Педагогический коллектив использует следующие методы воспитания:

O Методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, примеры);

O Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж);

O Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

O Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

В школе создаются условия для реализации и развития учащихся в познавательной, коммуникативной, игровой, творческой, трудовой деятельности, для занятий физической культурой и спортом. Деятельность строится в соответствии с психологическими возрастными особенностями учащихся.

ДОМИНИРУЮЩИЕ (ПРИОРИТЕТНЫЕ) НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

O Гражданско-патриотическое и правовое воспитание (через систему получения знаний на уроках гуманитарного цикла, обществознания, ОБЖ, классные часы «Символы России», классные часы и мероприятия правового характера , работу школьного музея «История быта д.Волковка»), способствующее осознанию школьниками принадлежности к судьбе Отечества, ответственности за себя, за свои поступки, за окружающую действительность, готовности и способности строить жизнь, достойную Человека;

O Художественно-эстетическое развитие (через работу кружков, систему конкурсов, фестивалей и т.д.), способствующее развитию чувства прекрасного, любви и интереса к культуре Отечества и к мировой культуре, развитию умения найти своё место в творчестве, массовому участию детей в культурном досуге;

O Сохранение и расширение сложившегося образовательно-воспитательного пространства школы , способствующего полному удовлетворению интересов и потребностей учащихся в дополнительном образовании , обеспечению интересного досуга и возможности самоопределения и самореализации;

O Физкультурно-оздоровительное направление (через спортивные секции, соревнования, Дни здоровья, профилактические мероприятия);

O Развитие системы саМБОУправления;

O Сохранение и развитие традиций, способствующих воспитанию у школьников чувства гордости за свою школу, повышению ответственности за свои поступки и достижения в различных сферах деятельности, обеспечивающих высокую мотивационную готовность участия в деятельности школы учащихся, родителей, педагогов;

O Приобщение семьи к процессу воспитания детей и подростков, способствующее укреплению связи семьи и школы в интересах развития ребёнка, развитие системы получения родителями профессиональной помощи в деле воспитания детей;

O Психолого-педагогическая поддержка процесса развития личности ребёнка, координация и анализ педагогической деятельности по содействию учащимся в самореализации, развитии и проявлении индивидуальных особенностей;

O Кадровое обеспечение воспитательного процесса – создание системы повышения профессионального мастерства организаторов воспитания (через работу методической группы классных руководителей, педагогические советы и т.д.)

ЭТАПЫ ПОСТРОЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ:

В процессе построения воспитательной системы школы можно выделить следующие этапы:

1 этап – становление системы (проектный) – 2004/05 гг.
педагогический поиск, отбор ведущих педагогических идей;
разработка модели воспитательной системы, её теоретической концепции;
установление взаимосвязей с окружающей средой в рамках единого образовательно-воспитательного пространства;
решение проблем материально-технического и нормативно-методического обеспечения.

2 этап – отработка системы (практический) – 2005/06 гг.

§ развитие школьного коллектива;

§ развитие органов саМБОУправления;

§ определение приоритетных направлений деятельности;

§ количественное и качественное закрепление достигнутых результатов;

§ повышение профессионального мастерства и творческого роста организаторов воспитания всех категорий;

§ разработка школьной программы воспитания «Вокруг тебя – мир…» и её оформление.

§ разработка подпрограмм воспитания по направлениям деятельности.

3 этап – окончательное оформление системы – 2006/08 гг.

§ школьный коллектив – это содружество детей и взрослых, объединённых общей деятельностью, отношениями сотрудничества и творчества;

§ в центре внимания – воспитание свободной, гуманной, духовной, творческой личности, развитие демократического стиля руководства и отношений;

§ накапливаются и передаются традиции;

§ в рамках единого образовательно-воспитательного пространства школы разработанная программа «Вокруг тебя – мир…» (и подпрограммы к ней) реально работает.

4 этап – перестройка воспитательной системы (обновление) – 2008/09гг.

§ обобщение опыта работы администрации, педагогов, родителей и учащихся школы по моделированию и построению воспитательной системы;

§ определение перспектив и путей дальнейшего развития школы;

§ возможна перестройка отдельных компонентов воспитательной системы, возможны изменения социального заказа, условий развития воспитательной системы, обновление содержания, что может быть обусловлено развитием педагогики.

Система обучения, воспитания и развития творчества детей формирует образовательно-воспитательное пространство самовыражения личности ребёнка. Детям создаются условия для самовыражения в познавательной, трудовой, эстетической, спортивной, коммуникативной и игровой деятельности.

При организации любой деятельности необходимо учитывать возрастные, психологические и индивидуальные особенности личности.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА:

u Праздники;

u Конкурсные программы;

u Интеллектуально-познавательные программы;

u Концертные программы;

u Танцевальные программы;

u Выставки;

u КТД;

u Театрализованные представления;

u Вечера отдыха, дискотеки;

u Индивидуальные беседы.

МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ.

Воспитательная система школы выполняет следующие функции:

? развивающая, направленная на стимулирование положительных изменений в личности ребёнка, поддержку процессов самовыражения способностей детей и взрослых;

? интегрирующая, содействующая соединению в одно целое обучения и воспитания, как единых воспитательных воздействий;

? регулирующая, связанная с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребёнка, ученического и педагогического коллективов;

? защитная, направленная на повышение уровня социальной защищённости детей и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребёнка и процесс его развития;

? компенсирующая, предполагающая создание условий в школе для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребёнка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;

? корректирующая, заключающаяся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения ребёнка с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.

На основе анализа современных концепций воспитания определены следующие подходы и принципы воспитания.

O Личностно-созидающий подход в организации воспитательного процесса (изначальная устремлённость педагогического коллектива на созидание растущей личности, её непрерывный рост);

O Индивидуализация растущей личности в процессе её социализации (предоставление ребёнку права выбора форм и направлений своей деятельности, своего досуга);

O Создание благоприятных условий для удовлетворения многообразных культурно-образовательных потребностей детей, для психического и физического оздоровления детей, для удовлетворения дефицита общения детей, педагогов, родителей, для самопознания, самоопределения и самореализации каждого ребёнка.

Принципы воспитательной системы.

Принцип вариативности
Право на добровольный выбор участия в мероприятиях, проводимых в кружках, студиях, классах.

Принцип сотрудничества
Право ребёнка выступать в качестве субъекта целеполагания, т.е. право решать проблему « с двух сторон» - и взрослыми, и детьми.

Принцип инновационный
Право на активный инновационный поиск ребёнком варианта «своего» образования и педагога дополнительного образования

Принцип комфортности
Право развивать свои интересы и потребности в максимально комфортных для развития личности условиях.

Принцип программности
Право, определяющее возможность получения детьми дополнительного образования в соответствии с самым широким спектром познавательных потребностей и интересов детей.

Принцип саМБОУправления
Право на саМБОУправление школой.

Принцип заинтересованности
Право на познание ребёнком заинтересовавших его явлений в более увлекательной и интересной форме.

Принцип адекватности
Право выбирать из предложенного максимального объёма информации столько, сколько он может усвоить.

Принцип коммуникативности
Право расширять круг делового и дружеского общения ребёнка со сверстниками и взрослыми.

Принцип адаптивности
Право на обеспечение механизмами и способами вхождения в сложную обстановку нестабильного общества.

Система организации программно-методического сопровождения.

Функции деятельности по методической поддержке классных руководителей:

u - диагностическая;

u - инновационно-развивающая;

u - организационно-педагогическая;

u - информационно-аналитическая.

Принципы работы:

u - демократичность;

u - научность;

u - системность;

u - открытость;

u - целенаправленность;

u - оперативность и гибкость.

Организация (формы организационной работы)

Аналитико - диагностическая деятельность

u наблюдение;

u тестирование;

u соцопросы;

u анкетирование;

u анализ.

2. Инновационно-развивающая, информационно-организационная, информативно-педагогическая

деятельность

u посещение занятий, праздников;

u конкурсы;

u обучающие семинары;

u тренинговые занятия;

u обзоры педагогической литературы;

u методическая учёба;

u педагогические советы;

u работа методической группы классных руководителей.

Результативность воспитательной системы.

Для оценки результативности создаваемой воспитательной системы нами определены критерии и показатели её эффективности.

Критерий
Показатель
Диагностические средства

1.Саморазвитие личности учащегося школы: самосознание и самоопределение (общее образование), самодеятельность и самореализация (дополнительное образование).


Нравственная воспитанность.

Отношение к жизни, к людям, к самим себе.

Мотивы участия учащихся в жизнедеятельности
Методика Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»

Методика С.В.Петровой «Пословицы».

Методика Л.В.Байбородовой «Изучение мотивов участия школьников в деятельности образовательного учреждения»

2.Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе и результатами воспитательного процесса


Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в образовательно-воспитательном пространстве школы.

Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями трудовой деятельности, взаимоотношениями в образовательно-воспитательном пространстве школы.

Удовлетворенность родителей результатами воспитания в школе.
Методика А.А.Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»

Методика Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении»

Методика Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения»
Модель выпускника в контексте программы «Вокруг тебя – мир…»

Вся воспитательная система школы создаёт условия для самоопределения, саморазвития, самореализации личности ребёнка. В процессе творческой деятельности происходит формирование активной гражданской позиции.

Модель будущего выпускника школы – здоровая конкурентноспособная, творчески развитая, социально ориентированная личность, способная строить достойную человека жизнь:

O знающая свои «корни»;

O уважительно относящаяся к себе, старшим и ко всем окружающим её людям;

O умеющая понимать других людей и готовая помочь любому человеку, если он в этом нуждается;

O готовая к деятельному состраданию и сочувствию к страданиям других;

O умеющая отвечать за свои поступки и слова;

O умеющая сказать «нет» унижению достоинства, всем людским порокам, варварству и вандализму, любым формам насилия;

O соблюдающая правила и нормы человеческого сосуществования;

O умеющая сделать сознательный выбор в пользу творческого самоопределения;

O умеющая адекватно оценивать свои познавательные возможности и ставить посильную творческую задачу;

O умеющая сознательно организовывать свой стиль (образ) жизни в конкретной социокультурной среде и жить полноценной жизнью, вести достойный образ жизни.

Условия успешной реализации воспитательной системы.

1.Кадровое обеспечение.

Повышение квалификации педагогических кадров происходит дифференцированно. В течение учебного года для классных руководителей и с их участием проводятся заседания методической группы классных руководителей. Семинары методические семинары и консультации охватывают темы педагогического и психологического взаимодействия с детьми, развития творческих способностей детей, инновационные формы работы и т.д.

2. Программно – методическое обеспечение.

§ Разработка программ и их апробация;

§ Разработка методических материалов по проведению тех или иных программ;

§ Разработка образцов текущей документации и их оформление;

§ Подготовка семинаров-практикумов для педагогов по новым формам работы;

§ Разработка положений о проведении выставок, конкурсов и т.д.;

§ Разработка входящей, текущей и итоговой документации.

3. Материальное обеспечение.

Технические средства:

§ магнитофоны;

§ телевизор;

§ видеоплейер;

§ музыкальный центр (с функцией караоке);

Музыкальные инструменты:

§ пианино;

§ баян.

Спортивное оборудование:

§ Имеется спортивный зал, спортивные площадки (футбольная, баскетбольная, волейбольная)

на улице.

§ мячи, обручи, скакалки;

§ стол и комплект для тенниса;

§ настольные игры (шашки, шахматы, развивающие игры).

Информационное обеспечение:

§ художественная литература;

§ учебная литература;

§ научно - методическая литература

(журналы «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Педсовет», «Последний

звонок», «Читаем, учимся, играем», брошюры и книги с методическими разработками классных

часов и мероприятий).

Перспективы развития воспитательной системы школы.

Дальнейшее развитие воспитания и образования детей будет происходить через реализацию приоритетных задач, в том числе:

v совершенствование воспитательной системы школы;

v разработка и апробирование новых форм, методик организации разноуровневой досуговой деятельности;

v совершенствование системы саМБОУправления в школе;

v расширение спектра предлагаемых кружков и секций;

v обновление программно – методического обеспечения воспитательного процесса школы;

v разработка и внедрение курсов предпрофильной подготовки учащихся;

v апробирование современных педагогических технологий воспитания и поддержки развития личности.

ПРОГРАММА

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

«ВОКРУГ ТЕБЯ - МИР…»

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования и воспитания. Это сопровождается существенными изменениями в практике учебно-воспитательного процесса.

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно – ориентированное воспитание, при котором происходит развитие и саморазвитие личностных качеств школьников, становление ученика как личности с учётом индивидуальных особенностей. В современных условиях активизируется воспитательная функция образовательного учреждения в самых разных направлениях: гуманистическом, социальном, диагностическом, коррекционном, экспериментальном и других.

Предметом гуманистической педагогики является воспитание человека – гуманной свободной личности, способной жить и творить в демократическом обществе.

Индивидуальных подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учётом особенностей и уровня воспитанности ребёнка, а также условий его жизнедеятельности.

Важная роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека. Воспитанию гражданственности и национального самосознания.

Намечается дальнейшая интеграция воспитательных факторов: школы, семьи, социума.

Основные педагогические идеи воспитания, реализуемые в программе и практике воспитательной работы:

o совместное сотрудничество учителей и воспитанников в решении общих задач, обеспечивающих жизнедеятельность и взрослых и детей;

o воспитание существенных личностных качеств: патриотизма, чувства национального самосознания и гражданственности, ответственности, культуры общения;

o духовная самоотдача, милосердие как естественное состояние;

o ориентация детей на вечные абсолютные ценности – Отечество, Семья, Человек, Знания, Труд, Культура, Мир, Земля, Добро, Истина, Красота.

Цель воспитания .

Главной целью в практике гуманистического воспитания остаётся идеал личности, всесторонне и гармонично развитой, социально ориентированной, способной принимать решения в современных ситуациях, способной строить жизнь достойного человека.

Динамическая её характеристика связана с понятиями самопознания, саморазвития, самореализации. Эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития в гармонии с самим собой и окружающим миром.

Задачи воспитания:

O Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников:

O Создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе, обеспечение условий защищённости каждого его члена;

O Создание условий для саМБОУтверждения каждого воспитанника в формах общественно приемлемого поведения, обретения каждым из них социального статуса в среде сверстников;

O Создание условий и оказание помощи в поисках ценностей и смысла жизни, мотивации обучения в школе и последующей деятельности;

O Организация разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей в коллективе как модели образа будущей достойной жизни;

O Психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение их способам делать разумный выбор, приёмам саморегуляции и самовоспитания как важнейшие условия благополучной социализации и самореализации в грядущей взрослой жизни;

O Формирование человека – высоконравственного, образованного, духовно богатого, трудолюбивого, физически развитого, любящего своё Отечество гражданина, пробуждение национального самосознания и характера.

При составлении программы учитывались естественные потребности человека:

? Потребность в творческой деятельности по принципу:

воспитывает не деятельность, а опыт.

В основе – педагогическое кредо: жизненный опыт ребёнка должен быть успешен.

? Потребность быть здоровым. Быть здоровым – значит чувствовать себя защищены,

сильным, способным к саморазвитию, устремлённым в будущее, полнее и глубже чувствовать

жизнь, переживать радость, счастье.

В основе – народная мудрость: в здоровом теле – здоровый дух.

? Потребность в защищённости и безопасности. Ребёнку в любом возрасте необходим

психологический комфорт, чувство внутренней свободы, здоровье и гармония окружающего

мира.

? Потребность в уважении, в признании, в необходимом социальном статусе. Человек, не

научившийся уважать себя, любить себя никогда не будет уважать и любить окружающих. Из

отношения к себе вырастает чувство собственного достоинства.

В основе – правило: помни – каждый человек уникален и неповторим. Формула нравственного

поведения: если ты хочешь, чтобы уважали тебя, необходимо научиться уважать других

? Потребность в смысле жизни. Смысл жизни – источник «САМости», внутренней свободы.

В.Франклин писал: «Смысл жизни нельзя дать, его можно только найти самому собственным

трудом и усилиями».

? Потребность в самореализации. Способность к самореализации – важнейший признак

личности. Д.Б. Эльконин писал: «Каждая личность способна к практически неограниченному

духовному развитию…»

В основе – задача индивида: познать себя, познать возможности среды, условий, его

окружающих, определить своё призвание.

? Потребность в удовольствии, наслаждении. Жизнь – вещь самая ценная, и необходимо

научиться ощущать её прелести, научиться быть счастливым, наслаждаться красотой

природы, находить удовольствие в работе, отдыхе, общении с друзьями. Воспитание здесь –

это воспитание чувств, развитие эмоционально-чувственной сферы, научение находить

удовольствие в нравственном поведении, обогащение воспитанника культурно-этическим

опытом.

В основу программы положены следующие педагогические принципы и подходы:

u Принцип сообразности. Принимать ребёнка таким, каков он есть. Природа сильнее, чем воспитание. Природа – корни, воспитание – крона. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти. Не бороться с природой ребёнка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.

u Принцип целостности. Целостно всё: образ окружающего мира, образ себя, урочная и внеурочная деятельность. Нельзя делить мир на уроки литературы, алгебры, физики, химии.

u Принцип сотрудничества. Работа строится на отношениях партнёрства, уважения и доверия.

u Деятельностный подход. В деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками, меняется отношение к самому себе – растёт саМБОУважение.

u Личностно – ориентированный подход. Уважение личности ребёнка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям, к его духовной жизни, к мотивам его поведения.

u Возрастной подход. Подростковый возраст – период саМБОУтверждения, юношеский – самоопределения, поиска ценностей, углубленного и пристального вглядывания в себя.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ВОЗРАСТНЫМ КАТЕГОРИЯМ.

Первый этап – начальная школа (1-4 классы)

Главные задачи воспитательной деятельности:

§ формирование знаний о природе;

§ формирование культуры общения младших школьников с товарищами, родителями, учителями, взрослыми;

§ ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на улице, в транспорте, на лоне природы, в магазине, в ДК;

§ развитие способности соотносить культурные социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности: общении, учебной, трудовой, художественной, спортивной, духовной, общественной;

§ развитие интереса к народному творчеству и его традициям;

§ усвоение понятий «красивое», «уродливое», «безобразное», «природа», «гигиена», «атмосфера», «добро», «зло», «правдивость», «честность», «ответственность», «отзывчивость», «вежливость», «исполнительность», «трусость», «смелость».

Ведущими качествами личности ученика в данной ступени выступают:

§ любовь к Родине, к отчему краю, дому, где вырос;

§ способность к сотрудничеству;

§ милосердие к больным, престарелым, животным;

§ трудолюбие;

§ самостоятельность, честность;

§ бережливость, умение беречь народное добро, школьное имущество;

§ организованность;

§ готовность охранять и защищать природу.

Основные направления воспитательной деятельности.

1. Формирование ценностного отношения к природе как общему дому человечества.

Классные часы: «Какие животные и растения у меня дома», «Человек в лесу», «Земля – наш общий дом», « Я – житель планеты Земля» и т.п.

Коллективные творческие дела: конкурсы рисунков «Край любимый, сердцу близкий», «Береги природу – наш дом!», конкурс стихов о природе, забота о птицах в зимнее время (кормление), озеленение класса, составление календаря погоды, экскурсии на природу, экологические мероприятия и т.п.

2. Приобщение к национальной культуре.

Классные часы: «Какие праздники проводились в старину», «Культура края в песнях, обрядах, народных промыслах», тематические экскурсии в школьный музей «История быта д. Волковка», краеведческий музей г. Моршанска, конкурсы стихов о родном крае и т.п.

Коллективные творческие дела: фольклорные праздники «Здравствуй, гостья – зима!», «Масленица», «Рождественские колядки», конкурсы загадок, частушек, народных песен и т.п.

3. Формирование культуры поведения.

Классные часы: «Что такое этикет?», «Гражданином быть обязан», «Весёлые правила хорошего тона», «Учусь быть вежливым», «Кого мы называем честным?», «Можно и нельзя в жизни», «Соблюдай правила дорожного движения» и т.п.

Уроки доброты и вежливости: «Доброе слово и кошке приятно», «Давайте говорить друг другу комплименты», уроки этикета, проигрывание жизненных ситуаций и т.п.

4. Знакомство с культурой семейных отношений. Работа с родителями.

Классные часы: «Моя семья», «Ласковые слова маме», «Мои семейные обязанности», конкурс сочинений о семье и т.п.

Праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Папа, мама, я – читающая семья», «Мы за чаем не скучаем», «Когда ты, мама, рядом, жизнь светлее», «Защитники Отечества» и т.п.

Родительский всеобуч: родительские собрания, практикумы для родителей.

5. Организация здорового образа жизни.

Классные часы: «Мой режим дня», «Как стать нехворайкой», «Курить – здоровью вредить!», «Путешествие к Мойдодыру», «приглашение к зеркалу», «Моё любимое занятие», «Весёлые старты». Дни здоровья и т.п.

6. Формирование культуры отношений между полами.

Конкурсные программы: «Мальчишки – девчонки», «А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!»

О дружбе мальчиков и девочек» и т.п.

Уроки этикета: разыгрывание различных ситуаций (уступи девочке место, помоги ей в физической работе, не стесняйся просить у не помощи, защити девочку от обидчиков; говори с мальчиком уважительно, благодари его за помощь) и т.п.

7. Формирование культуры труда.

Классные часы: «На свете множество профессий» (встреча с родителями и их рассказ о своей профессии), «Самообслуживание в классе и дома», операции «Чистый класс», «Чистая школа», «Чистая улица», «Украсим класс цветами», уход за клумбами и т.п.

Второй этап – основная школа (5-8 классы)

Главные задачи воспитательной деятельности:

§ формирование нравственного и гражданского самосознания;

§ воспитание ответственности и обучение культуре поведения на основе управления собой;

§ приобщение к ведущим духовным ценностям своего Отечества, воспитание гражданственности и национального самосознания;

§ формирование экономического мышления;

§ формирование общественного мнения по важнейшим проблемам жизни общества и человеческих отношений.

Ведущими качествами личности ученика в данной ступени выступают:

§ любовь к Родине (большой и малой);

§ честность;

§ самостоятельность;

§ ответственность;

§ самодисциплина, умение подчиняться и руководить;

§ нравственная позиция по отношению к другому полу, возрасту и уровню способностей,

одаренности;

§ умение вести достойный образ жизни;

§ владение экономическими понятиями;

§ наличие объективной оценки.

Основные направления воспитательной деятельности.

1. Общечеловеческие нравственные ценности.

Классные часы: «Что такое духовное богатство человека», «Гигиена как условие сохранения здоровья и жизни», «Внутренняя и внешняя культура человека», «Правовые нормы жизни», «Познание как содержание жизни и развития человека», «Совесть – состояние души человека», «Черты русского характера (стойкость, выносливость, широта души), «Человеческая трагедия» (война, убийство, землетрясение, смерть), «Достоинства и недостатки человека», «Ответственность – мера добра и зла», уроки доброты и вежливости т.п.

2. Воспитание гражданственности и национального самосознания.

Классные часы: «История родного края», «Земляки на поле Славы». «Их именами гордится страна». «Светочи России», «Полководцы России», «Государственные символы России», «Конституция РФ», тематические экскурсии в школьный музей «История быта д. Волковка», краеведческий музей г. Моршанска, конкурсы стихов о родном крае, мероприятия на правовую тему, экологическую тему и т.п.

Коллективные творческие дела: фольклорные праздники «Здравствуй, гостья – зима!», «Масленица», « Ради жизни на земле», День единения России, конкурсы загадок, частушек, народных песен и т.п.

3. Знакомство с культурой семейных отношений. Работа с родителями.

Классные часы: «Моя семья», «Ласковые слова маме», «Мои семейные обязанности», конкурс сочинений о семье, Как готовить себя к семейной жизни», «Первая любовь. Какая она?», «Каким быть?», и т.п.

Праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Папа, мама, я – читающая семья», «Мы за чаем не скучаем», «Всё от женщины на свете», «Защитники Отечества» и т.п.

Родительский всеобуч: родительские собрания, практикумы для родителей.

4. Формирование образа жизни достойного человека.

Классные часы: «Мой режим дня», «Курить – здоровью вредить!», «Путешествие к Мойдодыру», мероприятия по профилактика алкоголизма, табакокурения, «Подросток и закон», «От проступка до преступления один шаг», «Моё любимое занятие», «Весёлые старты», дни здоровья, соревнования по минифутболу, русской лапте, участие в туристических слётах и т.п.

5. Формирование культуры отношений между полами.

Конкурсные программы: «А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!», «О дружбе мальчиков и девочек», уроки этикета т.п.

6. Формирование культуры труда.

Классные часы: ««Самообслуживание в классе и дома», операции «Чистый класс», «Чистая школа», «Чистая улица», «Цветы на окне» и т.п.

7. Основы экономического мышления.

Классные часы: «Мир рыночной экономики», игра «Интеллектуальный бизнес», «Экономическое лото», викторины на лучшего знатока экономических знаний и т.п.

Третий этап – средняя школа (9-11 классы)

Главные задачи воспитательной деятельности:

§ формирование нравственного и гражданского самосознания;

§ воспитание ответственности и обучение культуре поведения на основе управления собой;

§ приобщение к ведущим духовным ценностям своего Отечества, воспитание гражданственности и национального самосознания;

§ формирование экономического мышления;

§ формирование общественного мнения по важнейшим проблемам жизни общества и человеческих отношений;

§ развитие самосознания и самовоспитания;

§ самореализация личности ребёнка.

Ведущими качествами личности ученика в данной ступени выступают:

§ Осмысленность личной жизни, целеустремлённость:

- сформированное представление о смысле жизни, идеале, счастье;

- наличие жизненных планов;

- желание создать крепкую, благополучную, счастливую семью;

- понимание жизненной целеустремлённости.

§ Мировоззрение:

- знание современной картины мира;

- патриотизм (чувство гордости за Отчизну и желание её процветания0;

- правовая культура;

- способность сделать правильный нравственный, социальный выбор.

§ Интеллектуальное развитие:

- информационный кругозор;

- потребность применять знания на практике;

- умение ориентироваться в справочной, художественной, научной литературе;

- умение заниматься самообразованием.

§ Отношение к труду, обязанностям:

- добросовестность;

- исполнительность;

- настойчивость;

- самостоятельность;

- творческий подход к работе.

§ Личностные качества (черты характера):

- сознательная дисциплинированность, обязательность;

- порядочность, честность, правдивость;

- развитое чувство достоинства;

§ Отношение к окружающим:

- гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей;

- бескорыстная забота о других;

- интерес к людям, общительность;

- доброжелательность, склонность к сотрудничеству, а не к конфликтам.

§ Культура поведения:

- умение контролировать себя;

- сдержанность, тактичность;

- культура речи.

§ Здоровый образ жизни:

- отсутствие вредных привычек;

- стремление к физическому совершенствованию;

- отношение к своему здоровью как к важной ценности.

§ Семья, брак, любовь:

- уважительное отношение к женщине, девушке;

- отношение к браку как важному жизненному выбору.

§ Эстетическая культура:

- наличие эстетического кругозора и вкуса;

- умение отличать прекрасное и безобразное в природе, искусстве, жизни, труде, общении, обучении;

§ Отношение к природе:

- готовность сохранять и защищать природу;

- бережное отношение к окружающей среде .

Основные направления воспитательной деятельности.

1. Общечеловеческие нравственные ценности.

Классные часы: «Что такое духовное богатство человека», «Внутренняя и внешняя культура человека», «Правовые нормы жизни», «Совесть – состояние души человека», «Черты русского характера (стойкость, выносливость, широта души), «Человеческая трагедия» (война, убийство, землетрясение, смерть), «Достоинства и недостатки человека», «Ответственность – мера добра и зла», работниками правоохранительных органов т.п.

2. Воспитание гражданственности и национального самосознания.

Классные часы: «История родного края», «И помнит мир спасённый…», «Их именами гордится страна», «Светочи России», «Полководцы России», «Государственные символы России», «Конституция РФ», тематические экскурсии в школьный музей «История быта д. Волковка», краеведческий музей г. Моршанска, конкурсы стихов о родном крае, мероприятия на правовую тему, экологическую тему, встречи с работниками правоохранительных органов и т.п.

Коллективные творческие дела: фольклорные праздники «Здравствуй, гостья – зима!», «Масленица», « Ради жизни на земле», День единения России, конкурс народных песен и т.п.

3. Знакомство с культурой семейных отношений. Работа с родителями.

Классные часы: «Моя семья», конкурс сочинений о семье, «Как готовить себя к семейной жизни», «Первая любовь. Какая она?», «Каким быть?», и т.п.

Праздники: «Берегини», «Защитники Отечества» и т.п.

Родительский всеобуч: родительские собрания, практикумы для родителей.

4. Формирование образа жизни достойного человека.

Классные часы: мероприятия по профилактика алкоголизма, табакокурения, наркомании, встречи с медицинскими работниками, «Подросток и закон», «От проступка до преступления один шаг», «Моё любимое занятие», «Весёлые старты», дни здоровья, соревнования по минифутболу, русской лапте, участие в туристических слётах и т.п.

5. Формирование культуры отношений между полами.

Конкурсные программы: «А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!».

6. Формирование культуры труда.

Классные часы: ««Самообслуживание в классе и школе (дежурство, уборка)», операции «Чистый класс», «Чистая школа», «Чистая улица», «Цветы на окне» и т.п.

7. Основы экономического мышления.

Классные часы: «Мир рыночной экономики», игра «Интеллектуальный бизнес», «Экономическое лото», викторины на лучшего знатока экономических знаний и т.п.

Условия эффективной реализации программы:

O Программа предполагает подготовку школьников к взрослой, самостоятельной жизни, становление ученика как личности;

O Программа обеспечивает целостность всего учебно-воспитательного процесса на период обучения школьников в учебном заведении;

O Системность, целенаправленность и регулярность в работе повышает уровень нравственного развития личности;

O Обеспечивает высокое качество, разнообразие форм и методов, формирование мировоззрения школьников, повышение уровня их воспитанности;

O Помогает учителям искать собственные пути развития личности школьников

    Просмотров урока: 7910

Добавление комментария:

Имя:

Текст:

Введите код с картинки:

:

Поиск по сайту

Цитата

«Образование — это то, что остаётся после того, как забывается всё выученное в школе. » Альберт Эйнштейн

Юмор

  • pic1
  • pic2
  • pic3
  • pic4
  • pic5
  • pic6
  • pic7
  • pic8
  • pic9

Развивающие игры

Ближайшие праздники России

Погода

Техническая поддержка: Зебрева Наталья Александровна